Новой сменой ФЗ 94 стал его аналог ФЗ 44, куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов.
В новом законе делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.
Основные изменения в законодательстве о госзакупках | ||
Основные положения | Закон о контрактной системе | Закон о госзакупках |
Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта | Предусмотрен (ст. 4, 98 закона о контрактной системе) | Отсутствует, было прикрытие в качестве понятия коммерческой тайны (ст. 17.1, 17.2 закона о госзакупках) |
Публикация существенных действий (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта) заказчика | Обязательна (ст. 4 закона о контрактной системе) | Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (ст. 16 закона о госзакупках) |
Институт общественного контроля за государственными закупками | Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков (ст. 102 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Институт контрактной службы заказчиков | Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (ст. 11, 38 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Ответственность заказчиков | Персональная ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта (ст. 107 закона о контрактной системе) | Ответственность не прописана конкретно, а только схематично: "лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 62 закона о госзакупках) |
Определение исполнителя контракта | В зависимости от предмета закупки заказчик может определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников (ст. 27, 39 закона о контрактной системе). | Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (ст. 20 закона о госзакупках) |
Основной способ выбора исполнителя – открытый конкурс, проводимый в один этап (ст. 48 закона о контрактной системе); предусмотрены закрытые процедуры определения поставщиков (ст. 85). Появились новые способы, такие как конкурс в ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений | ||
Планирование на долгосрочную перспективу | Планирование предусмотрено (ст. 16, 17 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Антидемпинговые меры | Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование (ст. 37 закона о контрактной системе) | Не были разработаны |
Обоснование цены контракта | Предусмотрено ст. 22 закона о контрактной системе. Новые методы обоснования. | Предусмотрено ст. 19.1 закона о госзакупках |
Процедура изменения и расторжения контракта | Возможна, но она должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте. Расторжение по решению суда, соглашению сторон и в одностороннем порядке (ст. 34, 95 закона о контрактной системе) | Изменение контракта возможно в строго оговоренных случаях. Расторжение исключительно по решению суда или по соглашению сторон (ст. 9 закона о госзакупках) |
Аудит результатов исполнения контрактов | Предусмотрен (ст. 98 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Комиссия по осуществлению закупок | Предусмотрены новые требования к составу комиссии (ст. 39 закона о контрактной системе). | Состав, функции комиссии (ст. 7 закона о госзакупках) Предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ст. 17 закона о госзакупках) |
Обжалование действий | Предусмотрено (ст. 105-106 закона о контрактной системе) | Предусмотрено (ст. 57–62 закона о госзакупках) |
Изменения в законодательстве о госзакупках в деталях | ||
Положения закона | Закон о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ | Закон о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ |
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") | "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") | |
Электронный документооборот | Подача электронных заявок через единую информационную систему и оператора площадок | Электронные документы подаются заказчику (без указания способа передачи) или через оператора площадок для электронных аукционов |
(ст. 5, 49, 51, 52, 60) | (п. 1 ст. 21, 25, 41.2) | |
Электронно-цифровая подпись | Использование усиленной электронной подписи (УЭП) (ст. 5, п. 2 ст. 60) | Обычная ЭЦП (ч. 2 ст. 41.2) |
Аккредитация | Требования одинаковы (п. 7 ст. 60) | Требования одинаковы (п. 1 ст. 41.2) |
Обеспечение заявки / размер | 0,5–5% (1 % для коротких аукционов, 2% для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства, либо социально ориентированная некоммерческая организация) (п. 14, 15 ст. 44) | 0,5–5% (субъект малого предпринимательства 2%) (п. 4 ст. 20, п. 5 ст. 41.2) |
Обеспечение заявки / Выплата доходов участникам | Вступает в силу после нового отбора операторов площадок (п. 8 ст. 44) | Не установлено |
Короткий аукцион (до 3 млн руб.) | ||
Размещение извещения о проведении аукциона | Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок (п. 2 ст. 63) | Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи ( ч. 2 ст. 41.5) |
Отмена | Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок (п. 1 ст. 36) | Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок ( ч. 6 ст. 41.5) |
Внесение изменений | Не позднее чем за 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) | Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок ( ч. 5 ст. 41.5) |
Срок продления подачи заявок | Не менее 7 дней (п. 6 ст. 63) | Не менее 7 дней ( ч. 5 ст. 41.5) |
Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 7 дней (п. 2 ст. 67) | Не более 7 дней (п. 2 ст. 41.9) |
Срок проведения аукциона | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей (п. 3 ст. 68) | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей ( ч. 3 ст. 41.10) |
Срок рассмотрения вторых частей заявок | Не более 3 рабочих дней (п. 5 ст. 69) | Не более 4 дней (п. 5 ст. 41.11) |
Длинный аукцион (от 3 млн руб.) | ||
Размещение извещения о проведении аукциона | Не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок (п. 3 ст. 63) | Не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок ( ч.1 ст. 41.5) |
Отмена | Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок (п. 1 ст. 36) | Не менее чем за 10 дней до окончания подачи заявок ( ч.6 ст. 41.5) |
Внесение изменений | За 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) | За 5 дней до окончания подачи заявок ( ч. 5 ст. 41.5) |
Не менее 7 дней | Не менее 15 дней | |
Срок продления подачи заявок | (п. 6 ст. 63) | ( ч. 5 ст. 41.5) |
Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 7 дней | Не более 7 дней |
(п. 2 ст. 67) | (п. 2 ст. 41.9) | |
Срок проведения аукциона | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей |
(п. 3 ст. 68) | ( ч. 3 ст. 41.10) | |
Срок рассмотрения вторых частей заявок | Не более 3 рабочих дней | Не более 6 рабочих дней |
( ч. 5 ст. 69) | (п. 5 ст. 41.11) | |
Запрос разъяснений | Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня | Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня |
(п. 3, 4 ст. 65) | ( ч. 3, 4 ст. 41.7) | |
Заключение контракта | ||
Место заключения | Единая информационная система | Электронная площадка |
(п. 1 ст. 70) | (п. 1 ст. 41.12) | |
Размещение проекта заказчиком | 5 дней (п. 2 ст. 70) | 5 дней |
(п. 2 ст. 41.12) | ||
Подписание участником | 5 дней (п. 3 ст. 70) | 5 дней (п. 4 ст. 41.12) |
если был протокол разногласий, то 3 дня(ч. 4.4, 4.6 ст. 41.12) | ||
Подписание заказчиком | 3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) | 3 дня |
(п. 6 ст. 41.12) | ||
Разногласия по проекту контракта | Протокол разногласий размещается в единой информационной системе | Протокол разногласий направляется оператору электронной площадки. |
(п. 4 ст. 70) | (п. 4.1 ст. 41.12) | |
Ответ заказчика | 3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) | 3 дня |
(п. 4.2, 4.5 ст. 41.12) | ||
Ответ участника | 3 рабочих дня (п. 6 ст. 70) | 3 дня |
(п. 4.4 ст. 41.12) | ||
Мораторий на заключение (Контракт может быть заключен не ранее чем...) | Не ранее 10 дней с даты подведения итогов (п. 9 ст. 70) | Не ранее 10 дней с даты подведения итогов (п. 9 ст. 41.12) |
Случаи признания несостоявшимся | ||
Рассмотрение единственной заявки | Не более 3 рабочих дней | Первая часть согласно документации, вторая часть не более 3 дней (ч. 22 ст. 41.8) |
(п. 3 ч. 1 ст. 71) | ||
Осталась одна заявка после рассмотрения первых частей. Срок рассмотрения второй части | Не более 3 рабочих дней | В течение 3 дней |
(п. 3 ч. 2 ст. 71) | ( ч. 11 ст. 41.9) | |
Не подано ни одного ценового предложения | Аукцион не состоялся. Вторые части заявок участников, допущенных по первым частям, направляются заказчику. По итогам рассмотрения контракт заключается с допущенным участником, заявка которого подана раньше по времени | Аукцион не состоялся, рассмотрение заявок не производится |
(ч. 3 ст. 71) | (ч. 21 ст. 41.10) | |
Не подано заявок или все отклонены | Повторное размещение через запрос предложений | Повторное проведение аукциона |
(п. 4 ст. 71) | (ч. 21 ст. 41.8, ч. 7 ст. 41.9) | |
Контроль за госзакупками | ||
Вид контроля | Кто контролирует, особенности исполнения | Основание |
Контроль в сфере закупок | Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, | П. 1 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе |
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, | ||
Субъекты контроля: | Органы исполнительной власти субъекта РФ, | |
заказчики, | Органы местного самоуправления муниципального района, | |
контрактные службы, | Органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок | |
контрактные управляющие, | ||
комиссии по осуществлению закупок и их члены, – уполномоченные органы, | ||
уполномоченные учреждения, | ||
специализированные организации, | Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, | П. 2 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе |
операторы электронных площадок | Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, | |
Органы управления государственными внебюджетными фондами | ||
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ | П. 3 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе | |
Ведомственный контроль в сфере закупок | Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, | Ст. 100 закона о контрактной системе |
Субъекты контроля: | Государственные органы, | |
подведомственные заказчики в порядке, установленном соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией | муниципальные органы | |
Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком | Заказчик контролирует исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации; | Ст. 101 закона о контрактной системе |
Субъекты контроля: | Заказчик контролирует привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций | |
поставщик (подрядчик, исполнитель), | ||
субподрядчик, | ||
соисполнители | ||
Общественный контроль | общественные объединения, | Ст. 102 закона о контрактной системе |
Предмет контроля: | Граждане, | |
требования законодательства | объединения юридических лиц |