Последние изменения по 223-ФЗ

Последние изменения в законодательстве и практике закупок по 223-ФЗ

НОВШЕСТВА СТАТЬИ ПРИМЕЧАНИЯ
Скорректированы требования к
СМСП, определенные ФЗ от 24
июля 2007 г. No 209-ФЗ. Изменено
определение СМСП – «...сведения о
которых внесены в единый реестр
СМСП».
ФЗ от 03.08.18 No 313-ФЗ + + + хозяйственные товарищества;
особенности иностранцев и др.
Особенности осуществления
закупок в целях создания
произведения архитектуры,
градостроительства или
садовопаркового искусства +
особенности договоров на
выполнение проектных и (или)
изыскательских работ.
ФЗ от 03.08.18 No 342-ФЗ  
Из сферы действия Закона No 223-
ФЗ выведены закупки, связанные с
отбором субъекта оценочной
деятельности для проведения
оценки в целях определения размера
платы за право ограниченного
пользования чужим земельным
участком (публичный сервитут) для
размещения линейных объектов.
ФЗ от 03.08.18 No 341-ФЗ  
Уточнения и дополнения в правила
определения цены единицы
продукции машиностроения,
необходимой для реализации
инвестиционных проектов.
ПП РФ от 01.08.18 No 899  
11 видов товаров (суда, вертолеты,
самолеты...), закупки которых
свыше НМЦД установленной
Правительством РФ не могут быть
осуществлены заказчиками,
указанными в ч. 1 ст. 3.1-1 223-ФЗ,
без согласования эксплуатационных
характеристик с координационным
органом Правительства РФ.
РП РФ от 18.07.2018 No 1489-р Заказчики · госкорпорации, госкомпании,
· хозобщества с 50%+ РФ в уставном капитале
· дочки перечисленных 50%+.
Перечень операторов для закупок у
СМСП + АСТ ГОЗ - закрытые
электронные закупки.
РП РФ от 12.07.18 No1447р 1. ЕЭТП
2. Сбербанк-АСТ
3. РТС-тендер
4. ОСЭТ
5. НЭП
6. РАД
7. ТЭК-торг
8. ЭТП ГПБ
Унитарные предприятия закупают
по 44-ФЗ на бюджетные средства и
могут закупать по 223-ФЗ на
собственные средства
ФЗ от 29.06.2018 N 174-ФЗ  
Для работы по 223-ФЗ в 2018 - до 1
октября 2018 года ПоЗ + план
Доступ к отдельным сведениям
реестра договоров предоставляется
СП РФ, контрольно-счетным
органам, Казначейству +
Корпорации развития СМСП
ПП РФ от 22.06.2018 N 715  
Обзор судебной практики по
вопросам, связанным с
применением Федерального закона
от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц».
Верховным Судом РФ обобщена
практика судов по вопросам
заключения, изменения,
расторжения и исполнения
договоров, связанных с закупками
юрлиц
утв. Президиумом Верховного Суда
РФ 16.05.2018
Всего 22 позиции, есть неоднозначные моменты

Уголовная ответственность для заказчика по 44-ФЗ
4 мая 2018 года в УК РФ приняты изменения, по некоторым составам преступлений в сфере контрактной системы закупок стала применима уголовная ответственность.
Статья 200.4 УК РФ "Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд": нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, наказывается:
• штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев,
• принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
• лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Данные действия могут быть совершены не только работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров (выполненных работ или оказанных услуг), либо иным уполномоченным лицом,
представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации.
«Крупный ущерб», согласно нормам УК РФ, ч. 2 ст. 170.2, подразумевает ущерб в сумме превышающий два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Статья 200.5 УК РФ "Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок":
• штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от шести месяцев до двух лет,
• ограничение свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет,
• принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового,
• лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.
Наказание для работников контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Подкуп подразумевает незаконную передачу указанным лицам денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу).
Подкуп в крупном размере, естественно приводит и к увеличению и мер ответственности:
• штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до трех лет,
• принудительные работы на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового,
• лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
В особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Традиционно, смягчающим обстоятельством в содеянных преступлениях является чистосердечное раскаянье. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 200.5 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Кроме того, лица, осуществляющие закупочную деятельность, могут также попасть под ответственность, определяемую статьями Уголовного кодекса РФ: 290 "Получение взятки», 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 286 "Превышение должностных полномочий", 159 "Мошенничество", 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности", 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности".

Внешняя экспертиза для несостоявшихся электронных закупок
С 01 июля 2018 года внешняя экспертиза обязательна для несостоявшихся электронных закупок.
504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1 ст. 93.
Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза), либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).
Часть 4 ст. 94 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться. Одним из таких исключений является п. 25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 — 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.
Следовательно, по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.
В связи с этим заказчикам предстоит решить ряд вопросов. От вопроса о том, за счет каких средств ее проводить, до вопроса, куда обращаться за ее проведением.
Выбор экспертов регулируется 41 статьей закона и по большей части содержит перечисление ограничений для привлечения лиц в качестве экспертов. Далеко не каждое лицо, работающее в той или иной сфере, может быть признано экспертом. Согласно 3 статье 44-го закона экспертом, экспертной организацией может быть лицо, обладающее специальными познаниями, квалификацией, опытом. Изучив правоприменительную практику, мы увидели, что нередко данные услуги оказывают эксперты ТПП, а суды принимают их заключения в качестве доказательств. О том, к каким экспертным организациям обращаются заказчики, с какими затруднениями могут столкнуться заказчики при привлечении к приемке внешних экспертов, читайте специальные материалы на нашем сайте, которые пополняются по мере появления новых данных.
Ротмистрова Н.А.