Особенности закупок - 44 против 223

Особенности закупок - маленький лигбез (по состоянию на 03.09.18)
ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК
Согласно Статье 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает ряд особенностей проведения закупок для бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц.
Бюджетные учреждения могу осуществлять закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 223-ФЗ «О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в ЕИС, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки:
· за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
· бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
· за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках, предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности.
Важно!
Условием осуществления закупок в соответствии с частью 3 статьи 2 223-ФЗ является принятие бюджетным учреждением и размещение в ЕИС положения о закупке до начала года осуществления закупок.

Исключения!
· закупки федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемые без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
· закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
Важно!
Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Согласно статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система должна обеспечивать равные условия для всех поставщиков. Участвовать в государственном тендере могут все желающие, если они отвечают требованиям законодательства.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Примечание!
Недобросовестная конкуренция - любые незаконные функции тех или иных лиц, направленные на получение преимуществ при реализации деятельности предпринимательского типа.
Важно!
Согласно Статье 46, заказчик не имеет право вести переговоры с участниками до определения победителя закупки.
Заказчик не имеет права указывать товарные знаки и т.п. при описании объекта закупки заказчик, потому что это может привести к ограничению числа участников.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 33 № 44-ФЗ запрещается устанавливать в закупочной документации требования к квалификации и деловой репутации участника
Заказчикам запрещено как-либо необоснованно ограничивать число поставщиков, принимающих участие в тендере.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ
  44-ФЗ 223-ФЗ
1) Назначение Регулирует все закупки всех государственных заказчиков. Устанавливает единые требования к заказчикам и поставщикам (исполнителям), определяет порядок проведения конкурсных процедур. Определяет только общие принципы проведения закупок для определенных заказчиков. Заказчики должны самостоятельно разрабатывать Положения о закупках.
2) Заказчики · Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
· Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
· Заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
· Госкорпорации, госкомпании
· Субъекты естественных монополий, организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и т.п.
· Государственные и муниципальные унитарные предприятия
· Автономные учреждения
· Хозяйственные общества с долей РФ, субъект РФ, муниципального образования в совокупности более 50%
· Дочерние хозяйственные общества указанных выше юридических лиц, имеющих в них долю в совокупности более 50%
· Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, имеющих в них долю в совокупности более 50%
3) Поставщики · юридические лица
· индивидуальные предприниматели (ИП)
· физические лица.
· Юридическое лицо (несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника)
· Физическое лицо (несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника)
· Индивидуальный предприниматель (несколько индивидуальных предприятий, выступающих на стороне одного участника)
4) Соглашение со взаимными обязательствами заключивших его сторон Заключается контракт. Установлен мораторий на заключение контракта. Заключается договор. Моратория на заключение договора наступит в случае обжалования. Договор может заключаться сразу после проведения итогов.
5) Сроки подачи конкурсных (аукционных) заявок · Открытый конкурс – не менее 30 дней
· Открытый аукцион (электронный аукцион) – не менее 20 дней
· Запрос котировок – не менее 7 дней
· Конкурс и аукцион – не менее 20 дней
· Иные способы закупки – сроки на усмотрении заказчика
6) На каких ЭТП проводят торги заказчики? · «РТС-тендер»,
· «Национальная электронная площадка»,
· «Сбербанк-АСТ»,
· «Единая электронная торговая площадка»,
· «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
Список площадок для проведения торгов по 223-ФЗ не зафиксирован.
Сейчас представлено около 200 площадок.
7) Способы закупок Конкурентные закупки
· открытые конкурсы;
· конкурсы с ограничением участия;
· закрытые конкурсы с ограничением участия;
· многоэтапные конкурсы;
· закрытые формы конкурсов;
· электронные аукционы;
· аукционы в закрытой форме;
· запросы предложений;
· запросы ценовых котировок.
Неконкурентные закупки
· закупки у единственного поставщика
В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.
Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, необходимо отразить в положении случаи и основания для таких закупок.
8) Отчетность по проведению торгов Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru:
· Отчет об исполнении контракта;
· Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
· Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru:
· отчет об общей стоимости заключенных договоров;
· отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
· отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
· отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
9) Обеспечение исполнения обязательств по контракту Обеспечение исполнения контракта при проведении конкурса, аукциона обязательно.
Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.
Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования должно быть отражено в закупочной документации.
10) Расторжение контракта Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Процедура расторжения контракта, заключенного по результатам закупочной процедуры, не регламентируется 223-ФЗ. В спорных ситуациях стороны должны руководствоваться положением о закупках, а также нормами Гражданского кодекса РФ
11) Возможность внести изменения Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, только при наличии ошибок в тексте контракта. Есть возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг, вся информация, в каких именно случаях возможны какие-либо изменения, отражена в положении о закупках конкретного заказчика.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ
Осуществляя закупочную деятельность, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Законом № 223-ФЗ, ФЗ № 135 «О защите конкуренции», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, а также принятым правовым актом, регламентирующим процедуру закупок конкретного заказчика – Положением о закупках.
По 223-ФЗ используются конкурентные способы закупок. Согласно законодательству, закреплены только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс. Данные виды процедур должны быть обязательно закреплены в Положении о проведении закупок. Заказчик при закупке товаров, работ или услуг вправе использовать только те способы закупок, которые предусмотрены в Положении о закупках. При этом применение того или иного способа должно быть обусловлено рядом тех или иных условий, указанных в Положении о закупках заказчика.
Положением 223-ФЗ, частью 3, ст.3 предусмотрена возможность указывать в Положении о закупках иные способы закупок, кроме конкурса и аукциона. Эти способы закупок должны быть отражены в Положении о закупках. Также возможен внеконкурентный способ определения поставщиков, при котором заказчик обязан ограничить норма о Защите конкуренции.

Неустойка по контракту по 44 ФЗ
Разберемся, за что начисляется неустойка по государственному контракту 44-ФЗ, а в каких случаях налагают штрафы и начисляют пени. Если поставщик нарушил условия контракта, то заказчик выставляет ему неустойку. Заказчик налагает штраф если поставщик не исполнил контракт или исполнил его ненадлежащим образом. Пени начисляются если были просрочены исполнения обязательств.
Согласно Письму Минфина России от 24.12.2014 № 02-07/66867 «Об определении размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом» неустойка рассматривается как одна из мер гражданско-правовой ответственности - это обусловливает ее компенсационный характер. При этом в отличие от иных видов ответственности особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что размер таких мер должен соответствовать понесенным потерпевшим (кредитором) убыткам и не допускать неосновательное обогащение лица, понесшего убытки. В этой связи наступившие убытки (вред) не только являются условием применения ответственности, но и определяют размер ответственности (в отличие от публичных отраслей права, где размер ответственности определяется степенью вины правонарушителя).
В соответствии с частью 2 статьи 401 Гражданского кодекса, взыскание неустойки не требует от потерпевшей стороны доказывания наступления неблагоприятных последствий, причинной связи между убытками и поведением должника. Для применения ответственности в виде неустойки достаточно факта нарушения обязательств.
Так как взыскание неустойки влияет на доход бюджета, а, следовательно, представляет интересы государства и общества, это является обязанностью заказчика.
Согласно пп. 11 и 12 Правила постановления Правительства от 30.08.2017 № 1042, общая сумма неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Неустойку определяют в качестве формы обеспечения исполнения обязательств.

Пять советов по заключению и исполнению контрактов в связи с повышением НДС с 2019 года
Если контракт или договор заключен вашим учреждением до 1 января 2019 года, а приемку по нему вы будете проводить уже в 2019 году, надо применять новую основную ставку НДС 20%. Чтобы не нарушить договорные условия и налоговое законодательство, соблюдайте следующие правила (письма Минфина России от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247, от 20 августа 2018 г. № 24-03-07/58933, от 6 августа 2018 г. № 03-07-05/55290, от 1 августа 2018 г. № 03-07-11/53970).

Советы Рекомендации и примеры
1. Если планируете заключить в 2018 году контракт/договор, предусматривающий исполнение после 1 января 2019 года, при определении НМЦК применяйте ставку НДС 20%. По таким контрактам/договорам заказчику лучше не проводить досрочную приемку в 2018 году. Дело в том, что НМЦК в подобных ситуациях определяется исходя из новой ставки НДС 20%, а в бюджет поставщик уплатит налог по старой ставке 18%. Поэтому при досрочной приемке проверяющие могут констатировать завышение НМЦК, неэффективные расходы и даже попытаться оштрафовать по ст. 7.29.3 КоАП.
2. Если контракт/договор по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уже заключен с указанием ставки НДС 18%, но приемка будет проведена после 2019 года, сумму контракта менять нельзя. Из этого правила есть исключение! Минфин России допускает изменение суммы крупных контрактов в связи с увеличением ставки НДС:
· 10 млрд руб. – для федеральных контрактов;
· 1 млрд руб. – для региональных контрактов;
· 500 млн руб. – для муниципальных контрактов.
Обратите внимание! Приведенные выше цены крупных контрактов могут быть изменены по решению Правительства РФ, региона, местной администрации.
3. Если договор по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" уже заключен с указанием ставки НДС 18%, но приемка будет проведена после 2019 года, сумму контракта можно увеличить. Для увеличения суммы договора должны выполняться условия:
· надо получить согласие другой стороны договора;
· изменение суммы договора не должно противоречить Положению о закупках.
4. Если в 2019 году проводится приемка по контракту/договору 2018 года, в котором указана ставка НДС 18%, сумма НДС к уплате в бюджет может быть определена по расчетной ставке 20/120. Пример:
Согласно контракту/договору, заключенному в 2018 году, цена услуги 118 руб., в том числе НДС 18 руб.
При приемке в 2019 году стоимость услуги в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:
118 руб. : 120 х 20 = 19,67 руб.
На наш взгляд, такая схема имеет изъяны, но пока других методик для контрактов/договоров с твердыми ценами не предлагается.
5. Если до 1 января 2019 года был уплачен аванс и НДС был исчислен по расчетной ставке 18/118, при приемке в 2019 году НДС должен быть рассчитан и уплачен по ставке 20%, исходя из полной суммы контракта. Пример:
Согласно контракту/договору цена услуги 118 руб., в том числе НДС 18 руб. В 2018 году оплачен аванс 30 руб. Исполнитель исчислил по ставке 18/118 и уплатил в бюджет НДС в сумме 4,58 руб (30 : 118 х 18).
При приемке в 2019 году стоимость услуги в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:
118 руб. : 120 х 20 = 19,67 руб.
Причем в 2019 году исполнитель должен будет уплатить в бюджет сумму за минусом перечисленной в 2018 году: 15,09 руб. (19,67 – 4,58).

А еще не забудьте проверить, правильно ли вы отражаете в учете и отчетности контракты/договоры, заключенные в 2018 году конкурентными способами и предусматривающие приемку уже после 1 января 2019 года.
1. Такие закупки можно включить в план-график 2018 года:
· при наличии в казенном учреждении "свободных" ЛБО на 2019 год;
· если в бюджетном или автономном учреждении есть права на соответствующие закупки согласно Плану ФХД на 2019 год.
2. Если согласно размещенным в ЕИС извещениям о закупках конкурентными способами исполнение по контрактам запланировано на следующий 2019 год в пределах плановых назначений 2019 года, используйте такие проводки:
В казенном учреждении В бюджетном или автономном учреждении
1 501 23 ХХХ 1 502 27 ХХХ 0 506 20 ХХХ 0 502 27 ХХХ
       

3. Заключение контракта в 2018 году отражайте в учете и отчетности так:
Что отражаем В казенном учреждении В бюджетном или автономном учреждении
Учет Отчетность Учет Отчетность
Сумму контракта 1 502 27 ХХХ 1 502 21 ХХХ гр. 8 разд. 3 формы 0503128,
гр. 3 разд. 4 формы 0503175
0 502 27 ХХХ 0 502 21 ХХХ гр. 7 разд. 3 формы 0503738,
гр. 3 разд. 4 формы 0503775
Сумму экономии 1 502 27 ХХХ 1 501 23 ХХХ гр. 4 разд. 4 формы 0503175 0 502 27 ХХХ 0 506 20 ХХХ гр. 4 разд. 4 формы 0503775

Минфин опубликовал доклад о результатах осуществления закупок по итогам I полугодия 2018 года.
За данный период в ФАС России поступило 42 292 жалобы на действия (бездействия) заказчика, обоснованными (в том числе частично) признаны 14 052 жалобы (33% от общего количества рассмотренных жалоб).
Наибольшее количество дел (4 807) возбуждено в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям законодательства.
В 2 929 случаях возбуждены дела в соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, то есть, за нарушение порядка отбора участников закупок.
Наталия Ротмистрова